Как я бросил школу в 8 классе, стал программистом и поработал в США

Меня зовут Роман Сакутин - я программист, разработчик игр с 12 летним опытом работы. Успел поработать в США в составе Dusk Games над проектом Frostfall, а сейчас владею своей студией - AGAVA, которая раньше делала мобильные и браузерные игры. А сейчас работает с крупными заказчиками на аутсорс разработке и копит деньги на игру мечты.

А ещё я веду блог про разработку игр на YouTube и у меня 275 000 подписчиков, которых я очень сильно люблю. Спасибо вам за вашу поддержку!

Хочу рассказать свою историю как я бросил школу, устроился на первую работу программистов в 15 лет и был с позором уволен. Но что меня не сломило и благодаря труду я смог попасть на работу в США и реализоваться как разработчик.

Эта история началась в 2011 году в Казахстане
На мое 14-летие родители подарили мой первый пк - HP 620. Чтобы пользовать интернетом на этой адской машине, я подключал телефон в качестве модема и шиковал на 50 мегабайт в день за какие-то астрономические деньги (все школьные пайки туда улетали).
HP 620 (Фото не мое, но модель та же)
О С++ тогда в интернете было написано только то, что мне нужно установить Visual Studio. Который я так и не смог скачать и очень долго грустил. Где-то начитался, что в такой ситуации нужно установить Linux и взять компилятор GCC, который уже в нём на борту :)

Злой школьник

Нельзя давать юноше Linux. Меня выключило из жизни лет на 5: я пытался писать сайты, реверсинжирить программы, заниматься системным администрированием и, конечно же, делать игры. Праллельно с этим у меня появилось жгучее желание стать хакером. Я, как голодная собака на фуршете: Пытался запихнуть в себя всё и сразу.


Где-то через годик я уже сделал свой первый сайт и написал первый работающий вирус. Он заражал компьютеры и заменял локально сайт VK на специальный фейк, который присылал мне введённые данные. За год у меня накопилось около 500 аккаунтов. В моменте я чувствовал себя королём горы. Умею всё! Знаю столько языков!


... Когда я попытался на этом заработать, как лопатой по голове, мне сбило корону. Оказалось, что я всё знаю поверхностно и только копирую примитивные примеры с книг и разных статей. Оказывается, я не хакер, а злой школьник, который не может взяться за что-то одно и нормально в этом разобраться.


Каждый раз, когда я брался за что-то одно, меня мучали вопросы:

1) А вдруг на чём-то другом будет больше денег?

2) А пока я буду учить, не станет ли это не актуальным?

3) А точно ли это моё?

Робко начинаю что-то понимать

Все изменилось вместе с этим скриншотом и моим первым проектом на Unity. Тогда я впервые сфокусировался на чём-то одном, отбросил все вопросы и начался настоящий прогресс.

Проект мы так и не закончили, хоть и работали над ним 2 года. Но это не важно.


С этого момента я стал разработчиком игр. И это самое важное, что случилось в моей жизни.


Тогда мы с моим школьным другом оба хотели стать разработчиками. Вместе искали первые книжки и тыкались в Unity. Но, к сожалению, он бросил после первых неудач, а я выдержал и продолжил идти этим творческим путём.

Оно того стоило. Самым сложным периодом стало время до первой оплачиваемой работы. А дальше с денюжкой уже повеселей пошло.

Новогоднее чудо и первые $1000

Мне было 15 (!) лет, когда я начал работать программистом за деньги. Мы с семьей жили довльно бедно, поэтому поиск работы был скорее необходимостью. Поэтому был очень-очень счастлив, когда меня наняли. Это был просто какой-то взрыв чувств на толчке от которого я лечу уже больше 10 лет.

Когда мы публикуем истории наших трудоустроенных учеников, часто пишут в комментариях: "Ой, просто повезло, подвернулась компания, друг посоветовал" и бла бла бла. Мне тоже повезло, но есть поговорка: "Удача сама не приходит: ее работа за руку приводит."

В 2012-ом я сидел в группе VK по теме Unity, в которой было около 100 человек. На тот момент это было единственное сообщество) И так как я был книжным червём, то каждый раз, когда там кто-то что-то спрашивал, я просто отвечал и помогал разобраться. Бесплатно. Потому что любил это.

Но был момент. Я забил на школу и меня оставили тогда на второй год. Каждую неделю папа приходил с серьёзным разговором: "Переставай ерундой заниматься. Чем себя кормить будешь?".

Под Новый год родители пришли с ультиматумом, что либо я найду работу и буду обеспечивать себя сам и жить как хочу, либо болты затянут полностью. Я почти отчаялся, но буквально через два дня мне в личку постучался незнакомый человек из той самой группы!

Он такой: "Слушай, мы ищем разработчика в компанию. Видели, что ты всем отвечаешь. Не хочешь попробовать?"

Я помню, как под ёлкой загадал желание: "Хоть бы меня взяли".

И меня взяли)) Проект был онлайн-файтингом под VK.

Платили мне тогда 1000$ в месяц. В Липецке на эти деньги в 15 лет я был прям королём и мог купить всё.

Это меня, кстати, и сгубило.
Как меня УВОЛИЛИ в первый раз
Ух, если 15 летнему парню дать 1000$ в месяц и сложный интересный проект - пиши пропало. Меня тогда сгубило полное отсутствие Soft скиллов. Если по-человечески, то был обычным задротом.

На моей первой работе я быстро разобрался с одним из сложнейнших жанров - сетевм файтингом. У меня от этого ЧСВ до небес взлетело. Кстати, именно это мы часто наблюдаем у наших учеников, когда после учебы они получают сочное портфолио и многих начинает заносить.

Косяки у меня были простые:
1) Мог выполнить задачу и сдать её, не протестировав.
2) Закрыл задачу - поехал тусоваться и тратить деньги. А когда звонят и спрашивают, почему не за компом, то искренне удивлялся: "Ну я же всё сделал, вам какая разница".
3) Мог искренне считать, что геймдизайнер не прав и начать саботировать задачи. Мол, они дураки и всё равно хрень получится.

Тогда мне казалось, что я самый крутой, ведь я был единственным разработчиком на проекте. За это меня через пол года справедливо выгнали. А я потом ещё несколько месяцев гордый ходил, мол: "такого специалиста потеряли". Но правда была в том, что программистом я был начинающим, а вы*бывался за десятерых.

После того как отсутствие денег меня приземлило, я пошёл хреначить на фрилансе.
От 0 на фрилансе до 300$ за заказ
После увольнения было легко, пока были деньги. А потом они закончились, и встал вопрос: "На что жить дальше?". Я хотел зарбатывать, при этом заниматься своими проектами, поэтому пошёл фрилансить. Профессия разработчика игр этим очень удобна. Можно делать проект мечты и для поддержания штанов параллельно выполнять заказы.

На биржах фриланса мне долго не удавалось найти работу. Там либо какие-то неадекваты типа: "Сделайте мне убийцу ГТА за 2000 рублей", либо без очень жирного портфолио даже рассматривать не хотели.

Заказы было сильно проще искать в профильных группах и чатах по разработке игр. Там всегда тусуются заказчики, с которыми можно адекватно и по-человечески договорится. На бирже я протусовался неделю и тишина. А по дедовскому методу уже к вечеру нашёл первый заказ на 320$ по Drag Racing игре.

Самый кайф в том, что где-то через месяц тусовки в чатах я перестал искать новых заказчиков. Начинают просто обращаться те, с кем ты постоянно работаешь и подкидывать что-нибудь интересное!


3 золотых правила, чтобы заказчики сами обращались к вам:
1) Оформите, блин, портфолио!
2) Ищите заказы по своему уровню в профильных сообществах, а не лезьте на биржи.
3) Будьте адекватны, и заказчик быстро станет постоянником, с которым вы будете чисто в кайф работать.

Портфолио - это вообще болезненная история для новичков. Поэтому я в своём наставничестве по разработке игр даю специальный сервис "Пыточная". В нём вы за три месяца под чутким руководством делаете разные проекты, а наши 3D артисты бесплатно делают вам для них графику.

Этот этап нужен, чтобы вы после обучения сидели довольные, с хорошим портфолио. Только оно откроет вам двери к куче заказов.
Работа в США за 400 000 р.

Как я попал на работу в США


Это был 2019-ый год и я со своей зарплатой в валюте жил прям ну очень хорошо.

Даже сейчас, будучи предпринимателем, 400 000 рублей в месяц для меня внушительная сумма, которая закроет все мои потребности. А тогда я работал рядовым программистом на Unity. Ради интереса мы с командой посчитали, что сейчас средняя зарплата IT заграницей уже 600 000 -1 000 000 рублей в месяц.


Попал я буквально за красивые глаза:

1) Я вообще не знал английского;

2) У меня не было диплома.


А взяли меня за качество кода, те самые красивые глаза. Их главный по технической части глянул мои репозитории и такой: "Этот парень нам нужен, хоть них*я нас и не понимает".


Меня взяли на испытательный срок вместе с двумя коренными американцами. Через месяц работы их уволили, а меня оставили))


К слову, на своём менторстве я учу именно такому коду, за который меня и взяли. Это для вас "главное чтобы работало". А мне выдроченный стиль, который я преподаю, в жизни дал и хорошую работу, и кайфовый дом, и полный холодильник.

Стану вашим наставником
Я уже завершил свою карьеру и сейчас занимаюсь развитием собственной студии разработки игр AGAVA.

Нам нужны крепкие разработчики игр, как и нашим партнёрам, но к сожалению популярные онлайн-курсы готовят программистов ужасного качества.

Я вложил весь свой 12 летний опыт в уникальный сервис обучения разработки игр. Это не курсы - а экосистема где обучение проходит на практики с индивидуальными менторами. Благодаря этому через год вы полностью готовы к боевой работе и мы гарантируем ваше трудоустройство.

Моя цель развития GameDev в России и я выделил 50 грантов, которые покрывают большую часть стоимости обучения чтобы было больше крутых специалистов с которыми мы будем делать крупные проекты.

Записывайтесь к нам и я стану вашим личным наставником!